РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Вера «неверующего Фомы»

14

Пришла долгожданная Пасха — воспоминание великого чуда, Светлого Христова Воскресения, праздник Искупления всего рода человеческого и победы Жизни над смертью. Сын Божий Господь Иисус Христос не просто умер и воскрес, а взял на Себя грехи всего человечества, всего мира и всех времен, понес за них наказания: духовное в муках совести и физические  — на Кресте, а также в тех пытках, которые еще совершались до крестных страданий. Смерть — это естественное следствие греха. Но смерть в тоже время противоестественна для Бога, Источника Жизни! И Господь совершил это чудо совмещения Жизни и смерти! Он умер и воскрес. И это радость всему миру.

В течении всей Своей земной жизни Господь Иисус Христос совершил еще один подвиг Искупления. С момента Воплощения Спаситель был искушаем всем адом во главе с самим сатаной. Каждого человека искушает в течении всей жизни диавол. Однако Бог через Ангела-Хранителя ограничивает эти искушения и человек получает столько искушений, сколько он может преодолеть и победить. Не более того. При этом, однако, каждый знает, как тяжело бороться с искушениями! Часто приходиться слышать слова: «Хочу бросить грех, а не могу!» Это самооправдательная ложь, подсказанная самим диаволом, чтобы человек не боролся с плохим в себе. А Господа Иисуса Христа по плоти искушал сам сатана и весь ад вместе с ним безо всяких ограничений. Спаситель не поддался ни одному искушению. Таким образом Он победил ад.

До Христа Спасителя все человечество ожидала унылая безрадостная перспектива: дорога во ад по окончании земной жизни. Это надо представить и почувствовать! Не было смысла жизни. Все люди умом и душой чувствовали и понимали эту безрадостную картину бытия. Господь Иисус Христос, умерев плотью сошел во ад, разрушил его, как свет разрушает мрак и воскрес, вернулся оттуда, откуда возврата нет. Он вернулся из ада и смерти, разрушив их!

Искупив человечество от греха, проклятия и смерти, разрушив ад и смерть, Господь Иисус Христос открыл людям врата в Царствие Небесное. Светлое Христово Воскресение вернуло всем людям утерянный Рай. Поэтому Пасха — -такой радостный праздник! И нет никаких сил на свете, которые могли бы омрачить эту радость.

Путь в Царствие Небесное открывается с момента сошествия на апостолов Духа Святого, в десятый день после Вознесения Господа на Небо и в пятидесятый день после Его Воскресения. Сошедший Дух Святой дал апостолам силу и власть совершать таинство Крещения, в котором человек приобщается Искупления, совершенного Христом все земной Его жизнью, страданиями, смертью и Воскресением; таинство Исповеди, в котором прощаются все грехи; Евхаристии (Причастия), в котором человек соединяется с Богом и входит в Царствие Небесное.

Души умерших людей сорок дней пребывают в этой жизни, а затем уходят за тот предел, из-за которого никто не возвращается.

Учёные еще в начале 70-х годов в эпоху атеизма, чтобы доказать отсутствие души и загробной жизни, провели эксперимент. К голове только что умершего человека подключили электроды для снятия электроэнцефалограммы и вопреки ожидаемому, увидели, что мозг работает после смерти. Не в том масштабе как у живого, но работает. Смертью является разлучение души и тела. Первые три дня душа хоть и не теле, но близко с ним. Когда душа в теле, то она дает ему жизнь. А душа, вышедшая из тела, но находящаяся еще рядом с ним еще как-то на него влияет. Известно, что первые три дня душа находится возле тела. Поэтому и хоронят людей по истечении трёх дней. Эксперимент по электроэнцефалограмме показал, что первые три дня идет активная работа мозга. На третий день отмечается всплеск активности. После него деятельность мозга резко снижается, но продолжается: душа отходит от тела, но пребывает в этом мире. В девятый день обнаруживается опять всплеск деятельности мозга. Именно в девятый день душа предстает перед Богом, и ей очень стыдно за свои грехи! Далее угасающий сигнал продолжается до сорокового дня. В сороковой день опять всплеск, и после этого идет нулевая прямая, говорящая о полной остановке любой деятельности мозга. Ставили эксперимент, чтобы опровергнуть загробную жизнь, а он доказал наличие ее.

Как и все люди Господь Иисус Христос был все сорок дней на земле. Но в отличие от всех людей, у которых по причине греха плоть энтропирует и они не могут быть с телом, а только души тел, Господь Спаситель был сорок дней со Своей Пречистой и безгрешной плотью. Иными словами, каким он был до смерти, Таки же Он остался и после Воскресения — Богочеловеком. Были моменты, когда Спасителя многие ученики воспринимали за дух или за призрак, но Он им говорил: «Придите и осяжите Меня и увидите, что дух плоти и кости не имать.»

Первое Воскресение после Пасхи именуется неделей о Фоме, а в народе называется Красная горка. Апостол Фома имел рационалистически-эмпирический склад ума. Когда Спаситель явился апостолам без Фомы, а потом они Фоме рассказали, то он не поверил и сказал свои заветные слова: «Пока не вложу палец свой в язвы от гвоздей и не вложу ладонь свою в ребра Его, не буду иметь веры.» И Господь явился через закрытые двери и сказал: Мир Вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст свой и вложи в ребра мои и не будь неверующим, но верующим…»  Иисус говорит ему:»Ты поверил потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20 26-29)

Последние слова Господа Иисуса Христа относятся ко всем верующим в Него. Но не надо обольщаться. Сейчас все себя считают верующими. Но вера в Бога, это не только знание о том , что Он есть. Он существует независимо от знания и незнания. Очень хорошо бесы знают, что Бог есть, но они — бесы. Поэтому вера — не в знании о Боге, а — в доверии себя Богу. Доверить себя Богу — это значит жить не по своей воле и прихоти, а по воле Божией, которую мы чаще всего нарушаем! Кому можно себя доверить? Тому, кого мы больше всего любим. А вот любим ли мы Бога? Да, что-то не очень! В этой жизни у нас почему-то преобладают другие приоритеты. Кстати, а что есть любовь? Это потребность единения с Объектом любви. А вот часто ли мы соединяемся с Богом в Причастии, очистившись в Покаянии?! Большинство людей оказывается — не очень. Хотя все считают себя верующими.

Враг рода человеческого, диавол, именно знание о бытии Бога пытается навязывать современному человеку, а не доверие себя Господу. Нечистая сила прекрасно знает, что Бог есть, но ничего не делает, что бы жить по воле Божией, что бы довериться ему, а живет по своей разрушительной воле. Такая же вера и внушается диаволом современному обществу: все знают, что Бог есть, поэтому со спокойной совестию считают себя верующими и ничего не делают для жизни по воле Божией, живя по своей строптивой воле и гордыне ума своего, саморазрушаясь.

Гордыня это грех сатаны. В понятие «гордыня» входит очень много ее разновидностей: упрямство, своеволие, своенравие, самомнение, самонадеянность, строптивость, настырность, эгоизм, тщеславие, желание навязать свое мнение, желание доказать свою правоту, непослушание, непризнание авторитетов, признание своего «Я» критерием истины. Все несчастья и проблемы современных людей от своего «Я». Это и распады семей и проблемы на работе, это и  извечная тема отцев и детей. Везде гордыня, гордыня ума!

Вера в Бога — это нравственная жизнь по воле Божией, это доверие себя Богу. Вера в Бога — это гармоничный балланс между волей человека и волей Божией. Если человек добровольно избирает исполнение святой воли Божией, а не своей, навязанной диаволом, — такой человек и верующий, и свободный. Когда человек добровольно исполняет волю Божию, а Бог есть абсолютная свобода, то и человек становиться свободным от страстей. А если человек выполняет свою волю, то он исполняет страсти, предложенные диаволом, становясь рабом страстей, рабом диавола, отпадая от Бога.

Настоятель Боголюбского Храма

протоиерей Иоанн Клименко

Академик ПАНИ, чл.-корр. РАЕН

доктор философии, доктор теологии