РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Можно ли в посту пить пиво?

beeer

Великий пост не просто так предложен человечеству. Если уж Сам Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий, постился, то людям тем более надлежит воздержание. Если вникнуть глубже, то самая первая заповедь о невкушении запретного плода была самым первым постом. То есть, запретив Адаму и Еве вожделенный плод, Бог наложил на них пост. При чем нельзя сказать, что Он запретил. Господь поведал первым людям, что если они соблюдут этот пост, то останутся с Богом, а если нарушат, то «смертию умрут». Можно пробовать, но последствия будут ужасными. Выбор — за человеком. Адам и Ева избрали воздержание, жизнь вечную и бытие с Богом.

Еще известно, что вкушение этого плода Господь запретил не навсегда, а временно. Запрет был нужен только лишь для укрепления воли желаниями, а не желания им. И при всех этих условиях человек не устоял, поддавшись обольщению змия.

Сейчас прошла уже половина поста. Почти все люди относятся к посту как к необходимости. Абсолютно неверующих людей нет. Даже те, кто называют себя атеистами, говорят, что «какая-то разумная сила есть». Каждый человек не только ощущает эту Силу, но и чувствует свой долг и обязанности перед Ней, то есть перед Богом. Действительно, обязанность каждого человека — это соблюдение заповедей Божиих, жизнь по совести. Заповеди предлагают всем и каждому любить ближнего и прощать ему его недостатки и слабости. Любить Бога нужно не менее, чем ближнего, тем более, что Он нас любит. Заповеди требуют не злиться, когда злят; не обижаться, когда обижают; не раздражаться, когда раздражают. Заповеди требу ют не гордиться и не превозноситься, не завидовать и не воровать. То же самое требует и совесть каждого человека, так как она есть голос души, а душа — образ и подобие Бога. Многие люди мало и слабо ощущают в себе голос совести. Это объясняется большим количеством нераскаянных грехов. Мозг человека — это место контакта души и тела. Душа от грехов мучается, а мозг эти муки ощущает. Грехи — болезнь души, распад души. Как тело мучается от болезней, так душа мучается от грехов. Но грехи нарушают контакт души и мозга, являются своеобразной изоляцией между душой и мозгом. В итоге — душа сильно мучается, а тело очень слабо это ощущает, а может вообще не чувствовать. Это гораздо хуже, чем болезнь тела без ощущения боли. Рак начинается безболезненно.

Жизнь по совести — это жизнь не по прожженной совести, а по чистой. Обязанность каждого человека перед Богом — это жизнь по совести и соблюдение заповедей. Заповеди предлагают не убивать, все это очень хорошо понимают, все осуждают убийства, сама мысль об убийстве вызывает отвращение. Но многие, ссылаясь на плохие условия жизни, делают аборты. И виноваты в этом как жены, так и мужья, которые не остановят их, или вообще не участвуют в этих вопросах. Заповеди предлагают не блудить. Физические отношения благословлены Богом только в браке между мужем и женой. Все, что вне брака и до брака, — большой грех. Но многие люди предпочитают чуть ли не с детства грешить, придумывая самые разные оправдания. Известно, что чрезмерное и частое употребление спиртного не только грех, но и рабство. Рабство, безволие — тоже грех. Человек создан свободным от страстей. Все страсти ломятся в человеческую душу. Он хочет — впускает их в себя, хочет — не впускает. Если не впустит — останется свободным, впустит — станет рабом страстей. Порабощение страстями — это разрушение воли, а воля и есть образ и подобие Божие в человеке. По этому нежелание жить без пива и без сигарет – грех не только портив человека, но и против Бога.

Кроме этого, большая часть людей подвержена греху гордыни, упрямства, своеволия, своенравия, самомнения, самонадеянности, самоуверенности, эгоизма, тщеславия, любви к себе и самолюбования. Есть те, кто пытается с ними бороться, а есть те, которые даже не видят это го в себе. Эти люди в какой-то мере уподобляются бесам. Они неприятны не только для близких и окружающих, но им самим от себя тошно. Много других страстей имеется у всех и у каждого. Все их в рамках одной статьи не уместить.

Есть новые страсти, которые поработили и поглотили человеческие души, как пиво, как сигареты, как наркотики. Это телевидение. Быстро размножается страсть к компьютерам, компьютерным игрушкам, к интернету… Кто-то не может жить без сериалов, а кому-то очень нужны новости. Нам сказано: «Все мне можно, но не все на пользу. Все мне можно, но ничто не должно обладать мною». Если человек не может дня прожить без новостей, значит — это страсть. Значит, новости ему не нужны. Новости сами по себе не грех. А вот жажда их — грех.

Есть еще одна очень актуальная страсть: «убегание» от Бога, от Церкви, от Таинств (Исповедь, Причастие). Почти все люди понимают, что надо быть ближе к Богу, что надо ходить в Церковь, нужно обязательно исповедоваться и причащаться. Здесь тоже диавол подсказывает каждому удобную отговорку. Кто пытается себе доказать, что у него Бог есть в душе, и поэтому ему Церковь не нужна. Кто-то пытается себя убедить в неимоверной занятости, из-за которой он не может найти полтора-два часа в неделю, что бы сходить в Церковь помолиться. Кто-то себя успокаивает тем, что дома молится. Есть и еще более наивные люди, считающие себя праведными, поэтому им не в чем каяться. От них частенько приходится слышать удивленный вопрос: «А какие у меня грехи? Я никого не убиваю!». Это тоже страсть. Страсть удаления от Бога. Нам сказано: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец»; «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреде вас», «Кто не вкусит от Тела Моего и не пиет от Крови Моея, тот не войдет в Жизнь Вечную».

И вот после очень краткого изложения всех страстей, которые нас одолевают и которые нас делают рабами, отдаляя нас от Бога, встает вопрос: что делать? Альтернатива страстям — воздержание. Адам с Евой воздерживались — были Богоподобными, поддались страсти — стали несчастными. Каждый человек должен и обязан воздерживаться. Мы должны воздерживаться от злости, даже если нас злят. Если какой-то человек нас злит или раздражает, то значит, его искушает диавол соответствующими страстями. Он не устоял в борьбе с искушением и поддался страсти. Цель диавола: заставить того человека раздражать, а нас заставить раздражаться и злиться. Если мы этому не поддаемся, то побеждаем диавола.

Мы должны воздерживаться от всех страстей. Сколько в нас горды ни, упрямства, настырности? Их то же нужно преодолевать. Ничего страшного, можно и унизиться. Это будет только на пользу. Тем более что горделивого жизнь унижает и ломает больше, чем смиренного. А самое главное, не надо реагировать на оправдания своей гордыни, на бесовские подсказки в защиту греха. Диавол всегда какое-нибудь оправдание нам подскажет. Если эти оправдания или отговорки мы будем принимать, то мы будем мыслить по указке диавола, значит, будем его рабами. Борьба со страстями заключается в том, что человеку очень сильно чего-то хочется, а он не делает. Ему всякие помыслы в голову лезут, чтобы подтолкнуть на грех, а он не реагирует. В этом смысл борьбы с рабством в себе, с диаволом.

Если вдуматься, мы очень сильно порабощены различными страстями: пивом, пьянством, блудом и прелюбодейством, курением, телевидением, компьютером, гордыней, злостью, алчностью и т. д. Мы должны бороться с ними. Если тяжело избавляться, например, от гордыни, то, допустим, телевизор хотя бы во время поста можно не включать! Маленькое, но воздержание. Маленькая, но победа! Точно также можно хотя бы на время поста оградить себя от пивного рабства! Можно и не курить в посту. Принципиально. А после поста уже и не нужно будет курить, потребность поубавится.

Пост в пище — это первая ступень воздержания. Человек начинает с малого, кончает великим. Если мы не научимся бороться с физическими пристрастиями, то никогда не преодолеем духовное рабство. Еще раз хочется напомнить, что диавол всякие идеи подскажет, что без животной пищи ноги протянешь и т. д. Не надо на него обращать внимание. И еще надо знать: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». Все страсти мы сами одолеть не сможем, но на поможет Господь Бог. И помощь Его приходит через Исповедь, Причастие, Соборование и другие Таинства. Исповедь — это действие Божие, в котором все грехи, о которых человек говорит священнику и раскаивается — прощает через священника Сам Бог. Человек получает не только прощение, но и освобождается от рабства грехов. Причастие — это действие Божие, в котором хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Причащаясь, мы соединяемся с Самим Богом. Соборование — действие Божие, в котором дается здоровье духовное, душевное, физическое, здоровье нервное, психическое. В Соборовании восстанавливается целостность души и духа, восстанавливается гармония духа, души и тела, дается сила Божия и по мощь Божия на борьбу с плохим, на борьбу с плохим в себе, на борьбу с грехами, которые мы хотим победить в себе, но не можем. В Соборовании укрепляется воля, уничтожаются многие плохие воздействия, в душе воцаряются спокойствие и умиротворение.

Настоятель Боголюбской Церкви,

Протоиерей Иоанн Клименко,

кандидат богословских наук

2005 год