РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Что сулит нам год грядущий?

ng

Завершается старый год, близится новый. Месяц январь насыщен праздниками — и гражданскими, и церковными. На самом деле их нельзя так резко разграничивать на гражданские и церковные, потому что все члены Церкви являются и гражданами своего государства, а все граждане имеют ту или иную веру, хотя и не все желают идти тем духовным путем, который начертал нам Господь Иисус Христос, но это дело каждого.

Все пребывают в той или иной степени размышления: «Что готовит нам год грядущий?” В эпоху стабильной и относительно спокойной жизни при Советской власти меньше было необходимости задумываться о возможности чего-либо плохого в будущем году. Сейчас же, когда качество и нашей, и государственной жизни имеет неуклонную тенденцию к ухудшению, приходится настороженно задумываться о том, какие «сюрпризы» можно ожидать в грядущем году. И это естественно для каждого нормального и здравомыслящего человека.

Неестественно только то, что, стоя на пороге неизведанного будущего и понимая, что вряд ли будут сдвиги к лучшему, многие люди имеют трепет перед будущим и стараются за глушить его мечтой об улучшении жизни, не возлагая никаких надежд на Того, Кто действительно может изменить нашу жизнь в лучшую сторону, от Кого вообще вся наша жизнь зависит, то есть — Бога. Человек может только планировать и прогнозировать свое будущее, а в руках Божиих — дать исполниться человеческим планам или нет.

Поэтому самый правильный подход человека к будущему, и к Новому году в частности, — это упование на Господа Вседержителя и молитва к Нему, чтобы Он управил будущее, потому что человек в своей самонадеянности так все разрушил и запутал, что кроме Бога исправить уже никто не сможет. Поэтому Новый год — это не только праздник, Церковь его нисколько не отвергает как праздник, но и упование на святую волю Божию, молитва к Богу о благополучии будущего года, раскаяние в грехах и глупостях, совершенных в уходящем году, а уж затем праздник.

Есть в народе большое заблуждение: как встретишь новогодний праздник, таким будет и весь грядущий год. Это суеверие. Бог дал нам свободу воли, свободу выбора. Каким человек хочет быть, таким он и будет. Его жизнь не зависит от того, как он встретит праздник. Есть и еще одна глупость, связанная с первой. Это восточный календарь — год «быка», год «свиньи», «собаки» и т. п. Кто хочет быть свиньей, он ей и будет, кто ждет собачью жизнь, у того она и будет. Человек должен быть человеком, а не собакой, обезьяной, свиньей или голубой крысой.

7 января будет один из самых больших православных праздников — Рождество Христово. Пасха и Рождество Христово — это два самых величайших события в жизни не только всей Земли и всего человечества, но и в жизни всей Вселенной, в жизни и духовного мира. Рождество — это освящение Богом всей Природы, всего мира, оскверненного человеком через его приобщение к греху. Рождество — это начало нашего спасения, О том, что это событие чрезвычайное для всего Мироздания, известно из Священного Писания: люди видели на небе сонмы ликующих Ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение».

Душа русского человека сугубо это чувствует. Как на Пасху, так и на Рождество Христово все стремятся пойти в Храм. Верующие и неверующие и даже много иноверцев идут в эти святые дни в церкви, влекомые зовом своих душ. Поэтому крайне неприятен тот факт, что, копируя Европу и Америку, у нас прививается отношение к Рождеству не как к событию, в котором Бог к нам пришел, а как к просто празднику, равноценному с Новым годом или с Первым мая. Это не праздник ради праздника, как это происходит на Западе. Это — радость, при чем великая радость: Бог пришел к нам!

С праздником Рождества Христова и с Новым годом!

Настоятель Боголюбской Церкви,

Протоиерей Иоанн Клименко,

кандидат богословских наук

Декабрь, 1997 года.