РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Грех гордыни

gordinya

Один из грехов, который мы приобрели от сатаны, — грех гордыни, он же самолюбие, он же прелесть (слова «прельститься»). Кстати, не без участия диавола или его адептов, почему-то очень плохим словом «прелесть» стали обозначать что-то очень хорошее, а плохим словом «гордость» уже давно называют хорошее явление «честь», которой в нашем обществе в последнее время все меньше и меньше. Это специально делается, чтобы дезориентировать людей между плохим и хорошим. Но это отдельная и очень обширная тема.

Сами термины «гордыня», «самолюбие» слишком узки по сравнению с самим грехом гордыни. Этот грех объемен и многогранен, а термины вмещают лишь малую часть смысловой нагрузки. Поэтому, когда люди слышат об этом грехе, то многие считают, что у них его нет, так как под этим термином они всегда подразумевают именно то, чего у них нет. А то плохое, что есть в душе, обычно не очень хорошо видится, так как каждому человеку свойственно умалять и оправдывать свои собственные грехи и осуждать чужие. Поэтому чем больше в человеке гордыни, тем больше он уверен, что у него ее нет. Этот грех сейчас захлестнул человечество с огромной силой. Это не то, что духовная эпидемия, это пандемия, поработившая все народы.

В чем суть этого греха? У каждого он проявляется по-разному. Наше упрямство — это проявление гордыни, настырность — гордыня. Зависть происходит исключительно от нее, ложь, обман — тоже. Высокомерие — гордыня, осуждение — гордыня. Жажда власти — это тоже гордыня. Причем жажда власти бывает разная: кто-то рвется в Госдуму или еще куда-нибудь, а кто-то вечно рвется к власти в семье, или к лидерству среди одноклассников, или пытается претендовать на самого остроумного. Уверенность в своей правоте — это гордыня. Споры — это одна из форм выражения гордыни. Каждому человеку всегда следует задуматься: «Почему прав именно я? Если собеседник навязывает мне свое мнение, значит он себя считает тоже правым!» Когда два человека спорят, каждый считая себя правым, значит не правы оба! И действительно, все спорящие не правы! Не правы потому, что хотят навязать свое мнение, а это уже насилие. Не правы потому, что не считаются с чужим мнением, потому, что уважают свое мнение, даже если оно и действительно справедливо. Но чаще всего люди спорят потому, что одни и те же мысли выражают разными словами, разными терминами. У каждого человека есть своя личная форма выражения мысли, авторский стиль. И не всегда люди желают познавать авторский стиль собеседника, проще решить, что он неправильно говорит, и попробовать навязать ему ту же самую мысль, но выраженную своим стилем, при этом полагая, что он неправильно мыслит.

В народе бытует мысль, что кто-то из древних классиков сказал: «В споре рождается истина». Во-первых, чтобы кого-то цитировать, неплохо бы для начала его хотя бы прочесть. Во-вторых, в споре она не может родиться, так как истина не имеет ничего общего ни с гордыней, ни с самоуверенностью, ни с насилием (ментальным и вербальным). Спор — это борьба двух гордынь. И обычно тот, кто поумнее, начинает уступать своему собеседнику, а другой, видя свою мнимую победу, начинает торжествовать: «В споре рождается истина…». Еще одно проявление гордыни — пустословие, многословие, желание поучать, назидать, осуждение. Не секрет, что сейчас все стали очень болтливыми. Это страшный показатель. Это показатель духовной, душевной и умственной пустоты. Это воплощение гордыни. Болтливость как выражение духовной пустоты — тема очень большая, стоящая отдельного разговора. А вот разговорчивость как пристанище гордыни видна невооруженным взором. Много говорящий занят «испражнением» своих речей, и его не волнует, что собеседник точно так же хочет «испражняться» в многословии, и ищет удобного момента, чтобы вклиниться. Как только удалось второму приступить к реализации своего многословия, первый тоже пытается поймать удобный момент, чтобы перебить говорящего и начать свои речи. Выходит, что мы не хотим слушать, а хотим говорить. Слушаем только то, что нам сильно интересно (например, какую-нибудь сплетню про кого-нибудь), а что не интересно — не слушаем.

Нам сказано: «Да будет речь ваша: да — да, нет — нет». Все остальное от диавола. Если мы маленькую мысль не можем выразить малым количеством слов, то это сигнал о нарушении нашего ума, сигнал о том, что ум не может управлять словами, речью. Медицина, кстати, тоже свидетельствует об антагонизме мыслительных и речевых способностей. Кроме того, болтливость — это паразитация на терпении других. Любая паразитация — это самолюбие, гордыня.

В последнее время довольно часто приходится слышать такие термины, как «самовыражение», «реализовать себя». Это самооправдательные формулировки людей, глубоко пораженных метастазами гордыни. Бог нас учит стяжать в себе любовь к людям и соответственно с этой любовью действовать, то есть воплощать ее в своих делах, в своих взаимоотношениях с людьми, в своих разговорах и в своих мыслях. Воплощение любви смиренно и целомудренно, то есть не кичится, не гордится, не заявляет о себе, но оно максимально раскрывает личность как образ и подобие Божье, когда расцветает чистота человеческой души. Самовыражение или самореализация — это раскрытие, выявление и демонстрация плохих качеств своей души, иногда перемешанных с не большим количеством хорошего. Самовыражаться можно по-всякому: не расчесываться, вообще не мыться, ходить в хламиде или лохмотьях, вообще не одеваться, можно объявить себя спасителем мира, посредником космоса, целителем, Наполеоном, реформатором России. Но это все выражение своих недостатков, гордыня, мания величия, тщеславия. Людьми движет жажда выделиться и отсутствие того, чем можно на самом деле выделиться. Неважно, чем привлекать внимание общественности, главное — привлечь. Это гордыня, причем одна из тяжелых ее форм. Точно так же многие пытаются «реализовать себя» именно в пустословии и вышеуказанных и им подобных формах «самовыражения».

Наша гордыня проявляется и в том, что мы любим учить, назидать, наставлять, поучать, приводить примеры из своей молодости, осуждать молодежь. Если мы, учим только по любви, желая научить, предостеречь, то это хорошо, мы должны это делать. Но, к сожалению, в нас присутствует, помимо любви, еще и дух осуждения и желание реализовать себя, свою гордыню, желание подчеркнуть контраст между нами и ими. В таком случае лучше вообще не учить. Если в основе чего-либо хорошего лежит грех, то хорошего вообще не будет, так как из зла добро не рождается, на репейнике виноград не растет. Молодежь интуитивно ощущает нашу внутреннюю фальшь и противится нашему наставлению.

Настоятель Боголюбской Церкви,

Протоиерей Иоанн Клименко

кандидат богословских наук

февраль, 1998 г.