РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

«ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ»

Бог абсолютно совершенен во всех своих свойствах и качествах.
Всесовершенство не может ещё более совершенствоваться, ибо оно
абсолютно совершенно. Если Всесовершенство начнет совершенствоваться,
значит — оно до этого было несовершенно, следовательно, это – не Бог. Тем
более Всесовершенство не может двигаться в противоположную сторону, то
есть деградировать. Поэтому Бог стабилен, если так вообще можно
выразиться.
То же относится и к другим свойствам Божиим: Премудрости, Любви,
Благости, Жизни и т.д. Человек был создан по образу и подобию Божию.
Поэтому до грехопадения он, как образ и подобие, имел стабильные
совершенства. В грехопадении человек утратил большую часть данных
совершенств. Он не лишился их вообще, но от каждого совершенства
осталась малая часть того, что было. Человек деградировал. Но осталось
стремление и потребность к тому, что было. Это стремление влекло к
совершенствованию, а совершенствование возможно теперь только с Богом.
Навязанная в момент грехопадения гордыня («…будете как боги »), не давала
возможности Адаму и Еве покаяться и просить у господа прощения. Потому
человек и был изгнан из Рая, что не раскаялся в своём поступке, а ещё и Бога
обвинил во всём.
Душа человека и всего человечества тянулась и стремилась к совершенству, а
гордыня ума и гордыня духа, навязываемые дияволом, предлагали путь
самосовершенствования. Поэтому вся дохристианская история – это
попытки достичь совершенства своими силами, это попытки построить
царство небесное без Бога. Путь самосовершенствования – это путь ложного
совершенствования, это – прельщение или прелесть. Господь тогда пришёл
на землю, когда человечество поняло, что не способно спасти само себя,
когда оно поняло, что это возможно только Богу и обратило свои взоры к
Небу.
Церковь – Богочеловеческий организм, Глава которого Господь Иисус
Христос, а члены – все крещёные и причащающиеся святых Тела и Крови
Господа Иисуса Христа. Поэтому Церковь, как и сам Господь, — совершенна.
Но многие несовершенные члены, прививаясь через святое Причастие к
Господу Богу, не очень сильно напрягают волю в борьбе с искушениями и, в
первую очередь, гордыней.Люди, которые не до конца совлекли с себя ветхого человека, имеют
потребность к Божиему совершенству, но не до конца избавились от
обольщающей потребности к самосовершенствованию. Перенос этих
обольщений на Церковь порождает секуляризационные процессы, а
репрезентативное осмысление данными индивидуумами Божественных
Истин инспирирует свободомыслие и вольное толкования Писания.
Под термином «самосовершенствование» подразумевается, когда человек
сам без Бога пытается совершенствоваться. Христианство (Православие)
учит, что Бог – абсолютно свободен. Его главное свойство – Абсолютная
Свобода. Человек, как образ и подобие Божие, имея свободу, должен
добровольно и свободно, то есть свободным волеизъявлением, выбирать
добровольное подчинение воле Абсолютной Свободы – Воле Божией.
Добровольное подчинение воле Абсолютной свободы делает человека
свободным. А свобода Божия, как и другие совершенства Божие, точно также
незыблема, стабильна и статична. Когда человек живёт по своим желаниям, —
он несвободен, он – раб своих желаний. Когда человек добровольно
полагается на святую волю Божию, тогда человек освобождается, в нем
раскрывается личность.
Человек состоит из личности и характера. Личность – это всё хорошее в
человеке, это сам человек, это образ Божий. Характер – это набор всего
плохого: страстей, помыслов, привычек и т.д. Характер можно сравнить с
человеческими испражнениями или нечистотами. Характер лучше сравнить с
гноем от занозы, или от инфекции, где заноза или инфекция – это страсти,
разрушающие личность.
Поэтому, когда человек полностью доверяется Богу (а это и есть вера), когда
добровольно исполняет Его абсолютно свободную Волю и соединяется с
Господом в святых Таинствах, он, приобщаясь к Творцу, освобождается от
рабства страстей, раскрывает в себе личность. Тем более, что Личность – это
свойство Божие. Раскрывать в себе личность – значит, освобождаться,
приближаться к Богу.
Самая высшая форма сообщества людей – это Церковь. Здесь, как учил авва
Дорофей, чем ближе люди к Богу, тем ближе и друг другу. Чем сильнее люди
любят Бога, тем сильнее любят и друг друга. Церковь в Святых Таинствах
дает бесконечную возможность развивать любовь к Богу и друг ко другу .
Сообщество, которое основано на любви, или, по крайней мере, на служении
власти и своему народу, составляет государство. А государство в гармонии и
симфонии с Церковью, — это есть высшая форма Государства.
Сообщество, основанное на других идеалах, — это уже другие сообщества. Но
это дом на песке. Сообщество, которое основано на страстях человеческих, —
это уже толпа или стадо.
Культура – это продолжение религии в мирской жизни. Поэтому у
православных своя культура, у католиков – своя, у протестантов –
протестантская, а у мусульман – исламская так далее. Культура очень сильно
зависит от веры и Церкви. Сейчас уровень культуры резко падает потому, что
вера падает. То есть люди именуют себя верующими, но от веры далеки. Их
вера ограничивается знанием о том, что Бог есть. Так бесы веруют. Поэтому
и культура нынешняя, а точнее бескультурье, тяготеет к деградации.
В результате несложных рассуждений хорошо выявилась связь: Бог –
Церковь – личность – общество – культура. Бог непоколебим и незыблем,
вначале это было рассмотрено. Церковь, как Богочеловеческий организм,
тоже непоколебима. Личность максимально раскрывается в Церкви (при
наличии духовной жизни и Таинств). Общество наиболее прочно связано
между собой с Церковью. Культура – это продолжение Церкви и веры в
миру.
Поэтому если неустойчивые элементы Церкви, имеются в виду не
устоявшиеся в вере и духовной жизни индивидуумы, соблюдают традиции
Церкви, то и Церковь сильна, и каждая личность сильна, и общество
неуязвимое. И культура православная не дает выйти за рамки православной
жизни. А если морально неустойчивые элементы пытаются обновлять
Церковь, значит, они её представляют несовершенной. Подрывается
авторитет Церкви, личности затуманиваются страстями, общество
разрушается, а культура деградирует, поощряя деградацию общества и
личности.

Настоятель Боголюбского Храма
Протоиерей Иоанн Клименко