РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Так получилось…

tak_poluch

В последние годы, особенно среди молодых людей, довольно часто приходится слышать: «Не знаю, что со мной», или: «Так получилось». В психологическом аспекте это — всего на всего элементарная безответственность. Человек не желает нести ответственность за своя действия и поступки. Потому и говорит: «Так получилось». Следует подразумевать: «Само получилось, я здесь не при чем, хотя это я сделал или совершил». Это попытка самооправдания: «Виноват я, но я не знаю, что со мной происходит, поэтому я не виноват». В моральном и психологическом отношении человек выбирает и решает, как ему поступить. Он несет ответственность за выбор и за действие. И эта ответственность многогранна: перед Богом, перед совестью, перед людьми, перед государством, перед законом. И если, допустим, Гражданский или Уголовный кодекс всех человеческих действий охватить не может, то ответственность перед Богом, перед совестью, перед ближними, которых мы обидели, остается. И никакими отговорками, типа: «Я — не я, и хата не моя», от ответственности перед Богом не избавиться.

Но есть во всем этом и другая, более страшная сторона. Когда человек в целях самооправдания всем говорит: «Не знаю, что со мной», или: «Так получилось», — то получается, что он возлагает ответственность за свои по ступки на кого-то. Значит, этот «кто-то» господствует над человеком. Человек, сам того не понимая, влезает в рабство к диаволу, надевает на себя ярмо нечистой силы. Таким образом, получается, что попытка бесхитростного самооправдания, морального ухода от ответственности делает человека рабом нечистой силы. Человек в какой-то степени превращается в зомби. Точнее, самоизолируется, то есть сам себя отдает в рабство диаволу. Это не громкие слова и тем более не гиперболы. Достаточно посмотреть, насколько общество изменилось, а, точнее, деградировало за последние 20 лет. В десятки, а то и в сотни раз возросла зависимость людей от телевизора, от курения, от алкоголя. Очень сильно возросла власть над человечеством таких страстей, как гордыня (самомнение, самонадеянность, самоуверенность и вообще всякое «Я»), алчность, достижение цели любыми средствами, карьеризм. Уныние, отчаяние, тоска, депрессия и всякие фобии идут все мирным потопом. Очень сильно захлестнула общество не столько блудная, сколько прелюбодейная страсть. От наркомании химической и наркомании виртуальной можно и не говорить Человек принимает решение. И за выбор он уже отвечает. Если он принял решение поступить так, как надо, то это — правильный выбор. Если он принял неправильное решение, то это плохой выбор. Но и тот, и другой выбор — его, человека. Если человек грешит, но понимает, что это — его грех, что это — его плохой выбор, то он хотя и грешник но остается человеком, так как не отрицает свою ответственность за своя поступки. У человека сохраняется свобода воли. Хоть каждый грех и порабощает свободу воли человека, но далеко не в такой степени как в случае «так получилось». Снимая с себя ответственность за выбор и за поступки, человек перекладывает их на диавола. Свобода выбора есть только у Бога и только у человека. Перекладывая ответственность на кого-то и что-то, человек отдает свою свободу диаволу, превращаясь в его раба.

Есть еще ситуации, которые кажутся довольно безобидными, но на самом деле влекут за собой огромную духовную опасность. Например, если человек вслух разговаривает сам с собой (любит поговорить с умным человеком), то сразу всех это настораживает на предмет его психической полноценности. Но вот в уме, в душе многие поддаются искушению вести диалог самому с собой. Часто бывает, если человеку не удался какой-то разговор или произошла ссора с другим человеком, то он в уме «проигрывает» этот диалог уже в другом виде, в более удачном. Дело в том, что человек один. Поэтому сам с собой он не может общаться. Разговаривая (хотя бы в уме) сам с собой, человек разговаривает не с собой, а с тем диаволом, который его искушает. Для беса это очень большая честь и великая духовная пища: во-первых, его заметили; во-вторых, с ним разговаривают -на равных; в-третьих, его считают за человека. Таким образом, разговаривающий сам с собой кормит энергией своей души нечистую силу. Диавол за наш счет «жиреет», наглеет и приобретает власть над людьми. Кроме того, в психологическом аспекте происходит раздвоение личности, влекущее за собой различные психопатологии.

Диавол имеет власть воздействовать на наши мысли. Выражаясь современным языком, он может воздействовать телепатически. И он всю жизнь воздействует на мысли людей. Каждый человек знает, что у него есть два «Я». «Я» хорошее и «Я» плохое. Хорошее — голос совести — говорит, что хорошо, а что плохо, советует не делать плохого. Плохое «Я», наоборот, настойчиво, настырно, аргументировано подбивает на плохие действия. Это и есть голос диавола. Только, если он будет каждому человеку диктовать от своего имени, то его никто не будет слушать. А поскольку ложь — самое главное свойство нечистой силы, то он каждому человеку им же и представляется. Это делается для того, чтобы человек думал, что он сам себя уговаривает на плохое. На самом деле — это бес. Заставить он не может, но может уговаривать, упрашивать, аргументировать, пугать, настырничать. Церковь эти инородные мысли именует помыслами. Смысл жизни человека — борьба с диаволом. И эта борьба ведется на уровне помыслов. То есть смысл жизни каждого человека заключается в борьбе с помыслами. И самое страшное оружие против нечистой силы — не обращать на нее внимание, игнорировать помыслы. Они лезут в голову от рождения человека до самой смерти. Но человек к ним должен относиться, как к неинтересной лекции, с которой нельзя уйти.

Если человек ведет внутренний диалог сам с собой, то он беседует с диаволом, а следовательно — отождествляет его с собой, а себя (что еще хуже) с ним, с нечистой силой. Если человек пытается обвинить в своих поступках неопределенного «кого-то» («ничего не могу с собой поделать», «так получилось» и т. д. ), то он свою свободу выбора отдает диаволу и попадает под его власть.

Свобода выбора человеком добра или зла получена от Бога. Это Божие свойство. И за выбор человек отвечает. И еще Господь всем напоминает, что каждому дается столько, сколько он может выдержать и преодолеть. И опять же, если у человека не хватает силы воли (правильнее это назвать: лень воли), то в Таинствах Исповеди, Причастия, Соборования очень сильно укрепляется человеческая воля на борьбу с грехом, со страстями и с помыслами. Через Исповедь, Причастие и Соборование человек получает помощь Божию на борьбу с плохим в себе, на борьбу с диаволом. Человек — есть поле битвы человека и диавола, и если мы хотим, то Бог нам помогает!

 

Настоятель Боголюбской Церкви,

Протоиерей Иоанн Клименко,

кандидат богословских наук