РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Литургия Преждеосвященных Даров

litur

liturВ дни Великого поста совершается необычная служба, которой не бывает ни в какой другой период года — Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского совершается в среду и пятницу первых шести недель Великого поста и в понедельник, вторник и среду Страстной недели.

Что это такое Литургия Преждеосвященных Даров? Почему она совершается только в период поста? Почему, хотя и имеет сходство с обычной Литургией, так сильно от нее отличается? И из чего она состоит?

Надо сказать, что ограничение поста – не только в ограничении пищи и развлечений. Оно и в ограничении на совершение Евхаристии. Полная Литургия совершаться может, но только в субботу и воскресение, и на Благовещение.

Христиане, оставившие нам церковные каноны, остро чувствовали, что Литургия — всегда торжество, и оно не должно омрачаться печалью поста; с другой стороны, не должно оно и отвлекать нас от покаянного плача и скорби о грехах, которые уместны в пост. Но оставаться без Причащения пять дней было немыслимо. Поэтому в течение недели причащались запасными Дарами. Именно это и происходит на литургии Преждеосвященных даров. На ней не совершается Таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Верующие причащаются Дарами, сохраненными с полной Литургии. На полной Литургии, предшествующей Литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготовляет, кроме Агнца для данной Литургии, еще Агнцы для Литургии Преждеосвященных Даров. Агнцы, предназначенные для Литургии Преждеосвященных даров, крестообразно напояются Святой Кровью и полагаются на дарохранительнице печатью вниз.

Согласно уставу, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться во второй половине дня, в третьем часу. Установлено это было потому, что для людей, не так изнеженных благами, как сейчас, считалось нормальным в дни поста есть лишь раз в день, после захода солнца. Именно такой порядок поста указан в уставе. Поэтому и Причащение не должно было нарушать дневного строгого поста, и совершалось лишь после вечерни. Сейчас не многие держат такой строгий пост, поэтому, из снисхождения к нашей немощи, служба переместилась на более раннее время.

Так что Литургия Преждеосвященных Даров — это фактически вечерня, на которой совершается Причащение освященными заранее дарами.

Происходит перенесение ранее освященных Даров сначала на жертвенник. Там священник без молитв вливает в чашу вино и воду. А затем на Великом входе Святые Дары переносятся на престол. Происходит причащение священнослужителей и верующих.

Однако строй службы сохранился и объединяет фактически богослужение двух дней. Итак, совершаются:

Час 3-й и час 6-й. В это же время их совершают и в непостные дни. Только часы сейчас читаются великопостные, более продолжительные, с чтением кафизм (псалтири), пением тропарей и молитвой св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»; на 6-м часе читается пророчество Исайи. Кроме того, перед часами может служиться Утреня и 1-й час, если их не было накануне вечером, как это бывает и перед полной (обычной) Литургией.

Далее в обычные дни служится литургия. Сейчас же читаются:

Час 9-й (который иначе читался бы вечером, уже после литургии) и

Изобразительны. Это то, что как бы заменяет («изображает») полную литургию. Например, чин изобразительных совершают, если нет священника, чтобы служить литургию, а также тогда, когда (как сейчас) Литургию служить не положено. Поются заповеди блаженств, читаются несколько молитв. Произносится молитва св. Ефрема Сирина и отпуст. И только после этого начинается Вечерня, причем относящаяся уже к следующему дню.

После пения «Свете тихий» читаются две паремии: всегда из книги Бытия и из Притчей Соломоновых. Между ними — важный момент: царские врата открываются и священник, после слов «Премудрость, прости», благословляет верующих свечой и кадилом и возглашает «Свет христов просвещает всех». В это время молящиеся должны поклониться до земли.

Особенность Преждеосвященной Литургии в том, что Тело и Кровь Господа присутствуют в храме в течение всей службы. Поэтому на ней во многих местах положено совершать земные поклоны.

После второй паремии поется трио «Да исправится молитва моя… Жертва вечерняя» (помним, что по уставу должен был бы быть уже вечер) — великий прокимен. Во время пения молящиеся встают на колени.

Далее — ектении, как на обычной литургии, после этого — Великий вход. Но вместо «Иже херувимы…» хор поет «Ныне силы небесные нами невидимо служат». Когда в это время священник безмолвно переносит Дары на алтарь, надо снова поклониться до земли. Ведь в чаше — не хлеб и вино (как на полной литургии), а сами Тело и Кровь Господни! Об этом говорит и продолжение песнопения: «Се бо входит Царь Славы…»

Далее опускается все, что в обычной литургии связано с освящением Даров, поскольку Они уже освящены. Совершается только подготовка к причащению, собственно причащение и благодарение с отпустом.

Кроме того, следует знать, что на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев.