Статьи

Православная этика свободы и метафизика своеволия. Харизматическая свобода.

Православная этика свободы и метафизика своеволия

Сколько существует человечество, столько решается вопрос этики свободы, свободы воли или нравственной свободы. По сути этика и есть осознание и поиск свободы. Но об этом позже. Решить проблему свободы только лишь философским путём – невозможно. На это красноречиво указывает история философии.

Многие мыслители, учёные, философы пытались решить проблему нравственной свободы, узнать в чём заключается свобода и как её достичь. Одни видели свободу только в телесной, плотской жизни, в том, чтобы делать то, что хочется. Но достаточно внимательно над этим задуматься, как становится очевидным, что это не свобода, а рабство:

Под словом «свобода» очень часто подразумевается возможность человека делать то, что ему хочется. Но когда человек делает то, что хочется, — он становится рабом своих желаний. Поэтому то, что обычно привыкли называть термином «свобода», (таковой) свободой не является. Это – рабство своим похотям, стремлениям, желаниям.

Такое угождение похотям плоти никак нельзя назвать свободой. Это очевидное рабство. Человек становится рабом своих желаний. С другой стороны, «свободное» угождение своим страстям может ущемить свободу других людей, может даже явиться произволом, нарушающим и отнимающим свободу у других людей и порабощающим их. Что и наблюдается в языческом рабовладельчестве. Наблюдается во всей истории человечества и в современном обществе.

Многие мыслители, понимая это, видели свободу в независимости от страстей. Однако, как достичь её и где взять силы к её достижению, сказать никто не мог. Сократ, например, подчинение низшим чувственным побуждениям считал рабством, недостойным человека, а сознательное подчинение тому, «что внушал универсальный разум»1) – настоящей свободой, хотя из этого подчинения свободные и добрые действия вытекали с такой же необходимостью, с какой из подчинения страстям вытекали соответственные поступки. Поэтому подчинение внушениям разума нельзя назвать нравственной свободой. Переход от низшей необходимости к высшей, то есть «разумной свободе»2), обуславливался, по Сократу, истинным знанием. «Все с одинаковой необходимостью ищут себе добра, но не все одинаково знают в чём оно»3). Таким образом, нравственное зло сводилось к неразумию, а в добродетелях Сократ видел выражение разума. В сократовском разуме теоретическая и нравственная стороны слиты между собой. Такое объяснение не давало разрешения проблемы, так как, во-первых, не могло дать людям знание, которое бы внушало им творить только добрые дела, а, во-вторых, получается, что даже добрые дела совершаются по необходимости, по внушению, что само по себе уже не может быть свободой.

Почти на такой же основе, но более углублённо развивается этика Платона4).

Аристотель разделяет теоретическую и нравственную стороны. Он доказывает, что для нравственного действия, кроме разумного познания, нужна ещё и воля, причём ей принадлежит главное значение. Она действует свободно через предварительный выбор действий и предметов. По учению Аристотеля свобода воли есть не преимущество человека, а его несовершенство5), так как, по его мнению, если бы разумный человек был бы только разумным существом (или чистым умом), то он неизбежно хотел бы добра и блага, но имея, кроме ума и страстную душу, человек может для удовлетворения страсти предпочесть низшее благо высшему. Учение Аристотеля также не могло решить проблемы нравственной свободы, так как не давало возможности избавиться от стремления к угождению низшим благам6), не давало возможности стать человеку чисто разумным существом, свободным от страстей и не указывало пути к избавлению из-под власти страстей.

Эпикур и Лукреций7), боровшиеся против учения о предопределении, нравственную свободу видели в особо активной подвижности особенных неустойчивых и неуравновешенных атомов души8).

Стоики, напротив, воспринимали мир как живой воплощенный разум, которым всё от века предусмотрено и предопределено, в том числе и все действия и поступки человека. При таком подходе не может быть и речи о свободе, хотя стоики и считали, что всеобщее предопределение не наносит никакого вреда или ущерба внутренней свободе человека, которую они воспринимали по-сократовски, как независимость духа от страстей и внешних случайностей9). Очевидно, что ни эпикурейство, ни стоицизм не давали человечеству правильного понимания нравственной свободы, тем более не могли предоставить эту свободу, или указать путь к ней.

В религиях Востока божество действует подавляющим образом на человеческую личность. Человеческая индивидуальность не имеет самостоятельной цены. Она – или случайная игра мировой сущности, или – её пассивное орудие10). Здесь тоже не может быть и речи о нравственной свободе.

Таким образом, никакие этические и философские учения, никакие религиозные воззрения не могли объять всей проблемы нравственной свободы, а тем более избавить человечество от греховного рабства.

Только Тот, Кто, будучи Сам Абсолютно Свободным, Кто, создав человека по образу Своему и подобию (Быт. 1,26), даровал ему свободу, мог вновь вернуть её человечеству11). Воплотившийся Сын Божий Господь Иисус Христос открыл миру сущность нравственной свободы12), показал, что истинная свобода – в добровольном исполнении воли Божией, ибо она свята и абсолютно свободна. Поэтому, добровольно исполняя волю абсолютной Свободы, то есть Бога, человек становится свободным. Искупив человечество от греховного рабства, Господь Спаситель даровал и средство для достижения людьми нравственной свободы13) – Благодать Святого Духа, преподаваемую человечеству в святых Таинствах. По Евангелию Христову, истинная нравственная свобода – это свобода от греха. Он не только показал сущность свободы, но и дал её всем верующим в Него, а также дал и силы для её достижения. Потому и сказано в Евангелии от Иоанна: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).

Господь Бог абсолютно свободен. Абсолютная Свобода – это одно из основных свойств Божиих, таких как Любовь, Всепремудрость, Творчество, Источник Жизни, Красота и т.д. Обо всех свойствах Божиих говорить невозможно. Обратимся к тому, что Сам Господь говорит о Своей Свободе в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 1-5). В этих словах сказано абсолютно всё, в том числе и указана абсолютная Свобода Божия. О Свободе Божией можно привести ещё очень много мест из Слова Божия Священного Писания. Можно представить много изречений из учения святых отцов и учителей Церкви, а также большого количества христианских философов. Но нет в этом необходимости. Даже элементарная логика говорит о том, что абсолютно Всемогущим может быть Тот, Кто абсолютно свободен. Если Он не будет абсолютно свободным, Он не смог бы быть и Всемогущим, так как кому-то или чему-то подчиняясь нельзя быть Всемогущим. Чтобы быть абсолютно Премудрым, надо быть абсолютно Свободным, потому что несвободный разум не может быть премудрым. И так далее.

Человек создан Богом по образу и подобию Его. Иными словами, нравственная свобода – это естественный дар человеку, который он получил до грехопадения от абсолютно свободного Творца, создавшего его по Своему образу и подобию (Быт. 1, 26).

То есть человек, как образ и подобие Абсолютной Свободы, Бога, был абсолютно свободен.

Но, чтобы человек мог свою свободу воплотить и реализовать, Бог дал ему первую заповедь о невкушении плода с древа познания. Бог – абсолютное Добро, абсолютное Благо. Человек, находясь в атмосфере любви, добра и блага, не имея выбора между добром и злом не был бы абсолютно свободным. Поэтому для реализации свободы выбора, нужно, что бы было между чем и чем выбирать. Бог – Добро, а зла Бог не творит. Поэтому Господь даёт человеку заповедь. Заповедь – это воля Божия. Заповедь, сама по себе, добро. Добровольное исполнение заповеди, как свободной воли Божией, — есть добро и свобода. Добровольное нарушение заповеди – есть действие против Бога, то есть грех, есть действие против свободной воли Божией, — то есть рабство.

Иными словами, добровольно соблюдая волю Божию, волю абсолютной Свободы, человек становится свободным. Нарушая волю Свободы, человек становится рабом. То есть, добровольно нарушая заповедь Божию, человек совершает грех и становится рабом. Тока Адам и Ева добровольно соблюдали заповедь Божию, они были свободны. Нарушив волю абсолютной Свободы, то есть нарушив заповедь, человек стал рабом греха.

Однако, Господь давал возможность человеку покаяться: «Адам, где ты?…», «…а почему ты голый?…», «…уж не вкусил ли ты от запретного плода?». Бог всё знает, но спрашивает – даёт Адаму шанс покаяться. Но он этого не сделал, а ещё обвинил во всём Еву и Бога за то, что Он дал ему такую жену!

А дал Бог жену не просто так, а по добровольному желанию Адама. Господь явил Адаму все твари и Адам дал всем животным и растениям имена. В этом акте Священное Писание показывает акт свободы Адама и его соработничество с Господом Богом. Соработником со свободным Творцом может быть только свободный человек. Увидев, что все твари имеют пару, Адам тоже захотел иметь пару и Господь разделил его на мужскую и женскую часть. А после грехопадения, Адам, оправдываясь сваливает всё на Еву и обвиняет Бога за то, что Он ему дал такую жену!

Метафизика своеволия

Первым, кто сказал «Я» был сатана. Он первый, кто добровольно нарушил святую волю Божию и увлёк определённое количество ангелов. Нарушил волю Божию – мягко сказано. На самом деле, сатана восстал против Бога и Его святой воли. Восстав, против Бога, сатана восстал против Источника Жизни, против Свободы, Любви, Добра и прочих Божиих свойств. Поэтому, восстав против Бога, как Источника Жизни, он стал источником смерти; восстав против Добра, он стал злом. Восстав против свободы, он стал рабом своей гордыни, рабом смерти.

Источник смерти должен первым и умереть. А жить-то хочется! Поэтому он и соблазнил некое количество ангелов, которые стали бесами, чтобы ими питаться.

А учитывая то, что человек соработник с Богом и у него большая власть над миром, сатана понимает, какие возможности можно похитить у человека, и сколько энергии жизни во всём! Чтобы это всё заполучить, надо человека подчинить себе. Чтобы его подчинить себе, надо его подчинить своей идее. Для этого хорошо подходит Ева! «А правда ли…?», — сказал змей Еве, и она усомнилась…

С этого момента всё перешло во власть к сатане.

Адам – не покаялся. Сатана не покаялся. Но Бог оставляет ему эту возможность, что хорошо видно в книге Иова. Но сатана никогда не покается. Он не сможет, т.к. он 100% — раб своей гордыни. Он не сможет её преодолеть.

Человечество перепробовало все пути спасения своими силами. И когда люди поняли, что это невозможно, что это возможно только Богу, тогда и пришёл Господь Иисус Христос.

Харизматическая свобода

Господь Иисус Христос пришёл тогда, когда всё человечество возымело жажду к нему. Великий философ Аристотель своим гениальным умом открыл: «Спасти человечество может только Сын Божий, сшедший с Небес и воплотившийся в человеческое естество». Цитата дословная. Это Аристотель предрёк за несколько веков до пришествия Сына Божия Иисуса Христа. И если гений Аристотеля открыл это, значит уже в народе были мессианские чаяния.

Воплотившийся Сын Божий Господь Иисус Христос совершил Искупление всех людей вообще и каждого человека в отдельности. Но это Искупление не является актом воздействия на свободу человека, или актом насилия. Бог совершил Искупление, но это Искупление ничего общего не имеет с человеком до тех пор, пока сам человек не пожелает быть искуплённым, освобождённым и в таинстве Крещения не соединится с Искуплением и Божией Свободой. То есть в Крещении человек приобщается к Искуплению, добровольно соединяется с Искуплением и Искупительными заслугами Иисуса Христа.

Точно так же, если крещёный человек согрешил, то есть добровольно позволил себе впасть в рабство греха, то в таинстве Исповеди он может вновь освободиться от рабства. А в таинстве Причастия (Евхаристии) человек соединяется с Самим Богом, Который есть Абсолютная Свобода. В таинстве Венчания люди освобождаются от рабства блудных страстей, так как отношения венчаных мужа и жены не являются блудным рабством, а становятся естественными и, соответственно, чистыми. Так же в таинстве Соборования человечество избавляется от рабства душевных, духовных, умственных, нервных, эмоциональных страстей. Ну, а в таинстве Священства человек добровольно получает от Бога Силу, Власть и Благодать совершать Таинства. Следовательно, кроме всего прочего, епископы и священниками становятся проводниками Божественной Свободы.

Поэтому свобода, которая была у Адама и Евы до грехопадения, называется естественной, так как первые люди получили её от Бога, как творения Его и как образ и подобие Его. А свобода, которую люди получают с помощью Благодати Святого Духа через Таинства Церкви, именуется харизматической свободой.

Настоятель Боголюбского Храма

Протоиерей Иоанн Клименко

Академик РАЕН, Академик ПАНИ

Доктор Теологии, Доктор Философии

1) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10 стр.273.

2) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10 стр.273.

3) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10 стр.273.

4) Проф. Фризо Л. История нравственной философии, стр.75-76.

5) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10, стр.273.

6) Ботен, Превосходство нравственного учения Евангельского перед учением философов древних и новых, стр. 33-34.

7) Проф. Фризо Л. История нравственной философии, стр.106.

8) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10, стр.274.

9) Соловьев В.С. Собрание сочинений, т.10, стр.275.

10) Городенский Н. Отношение нравственности к религии, с.11.

11) Сообразность христианского учения с высшими естественными стремлениями человеческого духа, с.319 «Христианское чтение» 1858г., часть 2.

12) Ботен, Превосходство нравственного учения Евангельского перед учением философов древних и новых, стр. 48-49.

13) Ботен, Превосходство нравственного учения Евангельского перед учением философов древних и новых, стр. 50-51.

 

Вам также может понравиться...