Жития святых

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей, возвращаясь из Киева в Ростов, однажды ночью удостаивается явления Пресвятой Богородицы.

Это событие определяет всю его дальнейшую жизнь и ход русской истории, которая назовет его первым некоронованным царем.

Андрей Боголюбский, святой (ок. 1110 – 1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого.  Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то, что жил большей частью в Ростово–Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.

При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем  и сидел на старшем  — Киевском – столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени его старшинства. Внутри княжеского рода при этом  не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь – его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новые положения будут сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем — новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров  по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.

icona_bogolub2

Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.

Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству.  Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных споров и несогласии. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел не север, где ростовцы и суздальцы  признали его своим князем.  Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысел Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.

На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народу единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, пять из которых доселе сохраняются Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение.  Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божьей Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.

Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих страданиях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писаную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником.  Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя все роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»

Дважды утром находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовым, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божьей Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что события, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.

Столь ревностное  стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна,  с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин – иудей. Совет злоумышленников летописей уподобляет  совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя.

Летопись приводит и непосредственную причину преступления – это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавшее Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: « Бывало, придет гость какой из Царьграда… или латыни … даже поганин  какой если придет, князь сейчас скажет: поведите эго в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе…» Согласно воззрениям  Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.

Узнав об убийстве князя, Владимирцы взбунтовались, и лишь крестное ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшее кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся  воплотить в жизнь идеал христианской государственности.

Вам также может понравиться...