Статьи

Можно ли гадать на Святки?

«… Раз крещенским вечерком девушки гадали…»

Время от Рождества Христова до Крещения именуется в народе святками, то есть святыми днями. Дни святые потому, что Рождество — это пришествие Бога в оскверненный нами, поруганный и искаженный мир, воплощение Господа в человеческое естество и в земную природу. Соединение Бога с человеческим и физическим естеством есть не что иное, как освящение Богом человека и всей природы, всей земли. Рождество — это событие, которого тысячелетиями ждали человечество и природа, это радость и праздник всего мира. Как окурок, брошенный в воду, отравляет вокруг себя все живое в объеме нескольких кубометров, так и грех человеческий отравляет, искажает, уничтожает жизнь всего живого, от физической материи до человеческого духа. К моменту пришествия Христова вся природа и человек погибали под разрушительным, разлагающим и энтропирующим действием наших грехов. Рождество, или воплощение — есть соединение Бога — Источника Жизни — с умирающей природой, это есть оживотворение и возрождение всего мира. Если представить, какая бывает радость у человека, обреченного болезнью на смерть, но вдруг получившего исцеление, то во сколько крат большая радость у всего человечества и всей природы, обреченных грехом на болезни и смерть не только физическую, но и духовную, после чудесного исцеления и оживотворения воплотившимся Господом Иисусом Христом! И дни пришествия Божия на землю, дни Рождества Христова поистине святые!

Крещение Господа Иисуса Христа — это не очищение Спасителя, как это происходит с людьми, а очищение и освящение Богом всего мира и всей природы через водную стихию, так как Он есть Источник Чистоты и Святости. Крещение — это еще один акт вдохновения Богом жизни в этот мир, вдохновения духа Божия и Его Благодати во всю природу и во все человечество. Как кровь в человеке омывает собой все органы, все ткани и все клетки, давая им необходимый питательный мате риал и кислород и унося отходы жизнедеятельности, почему она и получила медицине название соединительной ткани, так и вода соединяет собой все стихии Земли: и камни, и недра, и животных, и воздух, и человека. Поэтому освящение Богом вод иорданских явилось освящением всей природы и человеческого естества. Крещение Господне — это то же праздник оживотворения Богом мира.

Не зря Святой Церковью эти два праздника, два животворящих и возрождающих события прославляются в такой хронологической близости. В эти дни весь мир находится в сугубом благодатном общении с Богом. Дух Святой оживотворяет мир. Это дни, когда человек должен, во-первых, пребывать в особой радости по причине возрождения и оживотворения всей природы и его самого и по причине общения с пребывающим в мире духом Божиим. Во-вторых, человек должен находиться в молитвенном общении с Богом и благодарить Его за любовь и благодеяния.

Но эти дни являются особо тяжкими для сил зла. Как темнота исчезает при зажжении света, так и духи злобы погибают от света Божией Благодати, от сияния Славы Его. В эти дни, то есть на святки, силы зла и духи злобы погибают, но, чтобы спасти себя, они, используя ложь и обман, пытаются подбить человека на поклонение себе, чтобы паразитировать на нем, чтобы «выкачивать» из человека его духовную энергию для продления своей жизни, для активизации зла. Поэтому и внушает нам диавол, что на святки надо гадать, ворожить, колдовать, что якобы всегда на Руси в эти дни гадали, и так далее и тому подобное.

При свете темнота исчезает, но многие предметы отбрасывают при свете тень. Тень не есть темнота, но — ее подобие, меньшая освещенность. Все дело в том, что Бог дал человеку особую власть: быть источником света и благодати, подобно Самому Господу, — или отбрасывать тень в лучах Божественного сияния, или быть простой стекляшкой. Тень, которую создает человек своими грехами и страстями, является притоном для нечистой силы. Как под гниющую на земле колоду не проходит свет солнца, и там заводятся всякие черви, сороконожки, плесень, так и в греховной тени человека заводится нечистая сила.

Все силы зла, вся нечистая сила находится во власти человека. В его воле: дать ей жизнь своей тенью греховной или дать ей погибнуть в свете Божией Благодати. Но постоянно обманываемый диаволом, человек предпочитает ему верить, противясь Богу и кормя бесов своей душой.

Так и на святки. Поскольку эти дни особо губительны для нечистой силы, то она, обманывая нас, внушает нам, что на святки положено гадать и ворожить, что всегда на Руси гадали и ворожили в эти святые дни. Во-первых, и сейчас и раньше диавол пытался обольщать народ к гаданию и ворожбе, чтобы спасти свою жизнь, то есть продлить жизнь злу, греху, смерти. Во-вторых, народ до революции 1917 г. был гораздо более верующим, богобоязненным и послушным Церкви, а Церковь, как известно, плохому не учит. Церковь говорила, что гадание и ворожба — грех, и все знали, что это грех, и не допускали греха. Церковь объясняла, почему это грех, и народ не только послушно, но и осознанно выполнял рекомендации Церкви.

Это теоретические и логические рассуждения о невозможности гаданий и колдовства на Руси, особенно на святки. Отдельные случаи никто не исключает, они всегда были, есть и, вероятно, будут, но гадания как народной традиции или как части русской культуры никогда не было. Есть и исторические материалы, свидетельствующие о высокодуховном, нравственном и глубокорелигиозном состоянии русского народа в эти дни. А вот как раз гадания и ворожение были единичными и позорными случаями, осуждаемыми как народом, так и Церковью. Надо изучать — историю, имеется в виду настоящую историю, науку, а не довольствоваться поэмой Жуковского «Светлана» (“…Раз крещенским вечерком девушки гадали…).

Очень большое зло в этом плане нам несет тот, кто собой заменил нам отца, мать, духовника, учителя и врача сразу; имеется в виду телевизор. Продажное телевидение предоставляет свое эфирное время тому, кто больше платит. А кто имеет возможность хорошо платить? Экстрасенсы, гадалки, маги, оккультисты, колдуны, прорицатели, ясновидящие, биоэнергоинформационщики и прочие служители сатаны. Потому телевидение и несет нам пропаганду всей этой оккультной нечисти. А мы все в себя впитываем, сливаемся с этим и начинаем думать, что это уже наши убеждения. Если все эти служители нечистой силы будут говорить, что они служат нечистой силе, то их никто не станет слушать, к ним никто не пойдет. А вот если они объявят, что они от Бога, то многие могут обмануться, что и наблюдается. Многие люди искренне верят, что, обращаясь к целителю, к гадалке или к ясновидящему, имеют дело со служителями Бога, а не сатаны. Тем более, что те для большего обольщения обставляются иконами, обвешиваются крестами, рассуждают о Боге. Но не надо забывать, что богом в оккультизме именуется сатана, что использование крестов и икон есть акт кощунства над ними, осквернения и поругания. Многие адепты диавола посылают в Церковь исповедоваться, причаститься, пособороваться, заказать молебен или креститься, а потом прийти к ним, И люди выполняют их предписания думая, что они от Бога, и не понимая, в каком богомерзком кощунстве принимают участие. Иные адепты диавола утверждают, что они лечат молитвами, а у многих людей не хватает ума, чтобы понять, что молитва — это не пилюля, а обращение к Богу!

Так вот, многие «целители» и «целительницы» маги и колдуньи, прорицатели и ведьмы с экранов телевизоров вновь и вновь будут пытаться нас убедить, что святки — это время, когда положено гадать, ворожить, волховать и заниматься другими астрально-оккультными деяниями. Это ложь. Святки — это время, когда радостно человеку и тошно всей нечистой силе и всем ее служителям. Потому лезут они из шкуры, чтобы отвернуть нас от Бога и радости жизни и направить нас к диаволу и скорби смерти, надеясь, что часть нашей духовной энергии перепадет и им!

Настоятель Боголюбской Церкви,

Протоиерей Иоанн Клименко,

кандидат богословских наук

Январь, 1998 год

Вам также может понравиться...