Статьи

Чувства или страсти? Мысли или помыслы?

Нечистой силе, то есть диаволу, попущено Богом воздействовать на мысли и чувства людей. То есть бесы имеют власть воздействовать на мыслительный процесс, на чувства и эмоции каждого человека.
В уме любого человека есть мысли его собственные и мысли, которые нагло и очень настырно лезут в голову извне. В глубине души человек понимает, что эти навязчивые мысли не его, чужеродные. Но умом далеко не все люди догадываются, что это бесовские помыслы, а не их собственные мысли. Православная церковь учит отделять бесовские помыслы от собственных мыслей. Человек должен осознать: то, что само лезет в голову — обычная диавольская телепатия.
И самое главное в жизни православного христианина — не обращать внимания на бесовские помыслы. Помыслы эти бывают всякими. Каждому диавол пытается воздействовать на самые слабые места. Чаще всего они бывают в виде соблазнов, похотей, желаний. Например, пользуясь повышенным гормональным фоном у молодежи, диавол подсовывает блудную похоть, страсть к прелюбодейству. Кому-то, ссылаясь на трудности жизни, бесы подсовывают желание нарушить восприятие реальности жизни с помощью спиртного или наркотиков. Примеров можно привести много. Но, самое главное, сильнейшее оружие против нечистой силы — это игнорирование всех тех помыслов, которые она влагает в умы людей.
Иными словами, на помыслы надо реагировать как на совершенно неинтересную лекцию: выйти из класса нельзя, а слушать неинтересно. Человек слышит, но не слушает.
Точно так же нечистая сила может воздействовать на чувства и эмоции Каждому человеку по-наглому подсовываются чувства злобы, обиды, уныния, отчаяния, тоски, депрессии, зависти, корысти, гордыни всех видов, особенно гордыни ума. Но человек хочет — принимает, берет навязываемые ему чувства, а хочет — не берет. Любой и каждый может не злиться, когда его злят; не обижаться, когда его обижают; не впадать в уныние, отчаяние, в депрессию, когда постигают несчастья и не удачи.
Диавол хитер. Он пытается внушить человеку, что уныние, отчаяние, злость и прочее это личные качества человека. Он пытается внушить, что это часть характера. другим он внушает, что эта страсть сильнее самого человека, что человек ничего не может поделать с этой страстью. Это — ложь. Плохие качества не являются частью личности и не могут быть чертами характера. Плохие чувства и эмоции к личности и характеру относятся примерно так, как фекалии и другие выделения относятся к человеку. От испражнений надо быстрее избавляться, а не отождествлять их собой!
Для тех, кто думает, что та или иная страсть сильнее его, сам Господь через Священное Писание говорит, что в этой жизни каждому человеку страстей и соблазнов отпускается ровно столько, сколько он может победить. Если вернуться к некрасивой аналогии с навозом, то, очевидно, что не могут биологические отходы человека быть сильнее самого человека! Но жить с ними зачем?
Также диавол частенько меняет вывеску названием страстей, называя их болезнями. Так, страсть пьянства переименована в болезнь алкоголизма, а страсть уныния и отчаяния — в болезнь депрессии. И некоторые в это верят. Так удобнеё! Не нужно напрягаться в борьбе со страстью Если объявить страсть болезнью, то не надо с собой бороться. Пусть врачи лечат! Если себя и других можно обмануть, то Бога — никогда?
Есть еще один современный и очень популярный способ минимальных затрат для достижения внутреннего комфорта: обратиться к соответствующим специалистам. И они научат, что духовные фекалии — это естественная часть человеческой жизни; что нужно правильно приспособиться к совместному с ними проживанию; что не надо думать об их зловонии, а представить, что это запах фиалок. да, человек получит некоторый внутренний комфорт. Но от грязи нужно избавляться! Для того и живет человек на земле, что бы бороться с плохим в себе, а не приспосабливаться к нему! И если человек уклоняется от этой борьбы, то он не выполняет свое самое главное назначение в этой жизни.

strasti2
Без помощи Божией человек не может полностью победить диавола, не может уничтожить все страсти. Когда человек борется с плохим в себе сам, то получается, что он уничтожит в себе одну или не сколько страстей, при этом впадает в новые страсти. Победив одни, чаще всего впадают в страсть гордыни. Поэтому борьбу нужно вести в гармоничном единении своих сил с помощью Божией. Насильно Господь не помогает. Поэтому, если хочет получить человек содействие Божие, то он получит через Православную церковь, а точнее — через Святые Таинства, преподаваемые в ней.
Таинства — это действие Божие на душу и тело человека. Обряды — это действия человека перед Богом (молитвенные или молитвенно-символические). Таинств всего семь: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Венчание, Соборование, Священство.
Исповедь — это действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и раскаивается: прощает священник — прощает сам Бог. На душе сразу станет легко и чисто, так как душа избавилась от грязи.
Причастие — действие Божие, в котором хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь самого Господа Иисуса Христа. Причащаясь, человек соединяется с самим Богом. Получает от Бога силу и власть на борьбу с нечистью. Причастие это начало Царства. Небесного уже здесь, в этой жизни. Почему-то в Рай после смерти все хотят. И при этом все имеют возможность начать райскую жизнь здесь и сейчас через Исповедь и Причастие, но в церковь не идут! Парадокс.
Соборование — действие Божие, в котором дается, весьма ощутимо, здоровье духовное, здоровье душевное, физическое, нервное, умственное, восстанавливается гармония духа, души и тела, восстанавливается целостность души, дается сила Божия и помощь на борьбу с грехами, на борьбу с плохим в себе, воля укрепляется, в душе восстанавливается успокоение, умиротворение.
Венчание — действие Божие, в котором сам Бог соединяет души венчающихся и дает силу свою и помощь на дальнейшее укрепление брака, на борьбу с трудностями.
И в заключение всего следует добавить: “Что не возможно человеку, возможно Богу”. Нерешаемых проблем не бывает!

август, 2006 г.
Настоятель Боголюбской Церкви,
Протоиерей Иоанн Клименко,
кандидат богословских наук

Вам также может понравиться...