Великий смысл поста

Великий смысл поста post thumbnail image

Еще совсем недавно встречали все люди Рождество Христово. Казалось бы, еще не успели все как следует разговеться после зимнего поста, как пришел пост великий, предваряющий Светлое Христово Воскресение и подготовляющий людей к нему. В том, что в сумме около половины года приходится на посты, заложен великий смысл.

Раскрыть всю полноту и глубину смысла поста в рамках небольшой статьи почти невозможно. Иными словами, духовный смысл поста гораздо глубже и шире, чем люди привыкли понимать. С другой стороны, можно вообще ничего не писать на эту тему. Можно по-другому рассмотреть этот вопрос: если Церковь предлагает человечеству посты, значит, это нужно и необходимо как для духовной, так и для физической жизни человека. Вера тем и ценна, тем и величественна, что верующий не пытается понимать своим умом, а искренне верит Богу и Церкви. Господь лучше знает, что человеку нужно для спасения.

Дело в том, что сознание каждого человека тенденциозно, пристрастно, подвержено внушению и даже в некоторых случаях зомбированию. Поэтому попытка понимать умом Божественные истины не всегда приводит к озарению светом премудрости. Это потому, что через грехи люди попустили диаволу частично властвовать над своим умом и сознанием. Поэтому рационалистические методы познания веры и церковных догматов не всегда приводят к Богу. Диавол приложит все силы, чтобы увести сознание человека в противоположную сторону.

Познание верой или познание сердцем в этом плане гораздо надежнее. Человек просто верит Богу, и все. Но Церковь не отвергает и познание умом. Ум, хотя и испорчен грехом, однако это инструмент, тоже данный Богом для познания Его. Но правильно познавать может только чистый разум. Очищение разума происходит в борьбе с грехом и, самое главное, в благодатном общении со святыми Христовыми Тайнами, это Исповедь, Причастие и другие Таинства.

Человек – существо духовно-телесное. Дух – это главная часть человека, образ и подобие Божие. Тело – второстепенная часть. В отличие от духа оно смертно. Однако многие люди при жизни отождествляют себя чаще с телом, а не с духом. В сущности, это и понятно: тело постоянно о себе напоминает, постоянно ощущается и чувствуется, оно хочет есть, пить, спать и многое другое.

На свою душу человек склонен меньше обращать внимание, чем на тело. Именно для того Церковь и предлагает посты и воздержание, чтобы духовно–телесный баланс сместился в сторону духа. Чем больше человек ублажает свое тело, чем больше он угождает своим страстям, тем меньше он ощущает свою душу, тем меньше пользы он ей принесет.

Господь говорит человечеству: «Где сердце ваше, там и душа ваша». Если все устремления человека направлены на угождение страстям тела, то и душа его в них. А тело рано или поздно умрет – значит, умрет и душа. Но духовная смерть в отличие от смерти телесной вечна. Адские муки – это вечное умирание. Именно умирания, а не смерти обычно боятся люди. А вечное умирание – это страшно.

Для того и предлагается пост, чтобы ограничить человека от угождения своему телу. Воздерживаясь в пище, в питие и во многом другом, человек понемногу освобождается от рабства своим страстям. Если учесть, что страсти в каждом человеке возбуждает диавол, то, освобождаясь от рабства страстям, человек освобождается из бесовской неволи. Воздержание дает свободу, свободу духа. Дух человека есть образ и подобие Господа Бога. Свобода – это одно из свойств Божиих. Поэтому, обретая духовную свободу, человек все более и более очищает в себе образ Господа, раскрывает в себе богоподобие. Иными словами, приближается к Богу.

Некоторые по наивности своей полагают, что свобода – это возможность делать все, что хочется. Это большое заблуждение. Возможность ублажать свои желания и похоти – не свобода, а рабство. Рабство своим страстям. А вот когда человек делает не то, что он хочет, а то, что надо – тогда он и приобретает свободу от своих желаний. Пост есть сугубая возможность укрепиться в борьбе с похотями и страстями.

Пост без Церкви и вне Церкви постом не является. Без нее пост превращается в диету, а она имеет чисто физические цели, например: здоровье, стройность фигуры, стремление к спортивным достижениям. Освобождения духа она не дает. Если пост совершается исключительно ради воздержания, ради духовного совершенства, но без Церкви, то такой пост приносит не освобождение духа, а еще большее порабощение. Пример тому – «посты» всевозможных сектантов. Дело в том, что если человек начинает подвиг телесного воздержания без Церкви, без Исповеди и Причастия, то освобождающуюся душу начинает использовать диавол. Он прельщает человека его достижениями. Человек прельщается собой и своими возможностями. В таком случае нечистый подбросит человеку некоторые сверхъестественные возможности. Это сейчас довольно часто наблюдается. Но «дьявол есть лжец и отец лжи».

Воздержание телесное и восхождение духовное возможны только с помощью Исповеди и Причастия Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Исповедь – это Таинство, то есть, действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и раскаивается в них, прощает через священника Сам Бог. В другом Таинстве хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому, причащаясь Тела и Крови Спасителя, человек соединяется с Самим Богом. Поэтому, когда постящийся исповедуется и причащается, то дух и тело его освобождается от гнева и рабства греховного, и соединяются с Богом. Такой человек недоступен для диавола.

Следует еще напомнить, что пост подразумевает под собой не только ограничение в еде. Это воздержание и в спиртном, и в различных удовольствиях, в том числе просмотре телепередач или в компьютерных играх. Но самое главное, в посту человек должен обуздывать свои чувства. Плохое он должен подавлять, уничтожать, а хорошее – развивать.

Пост предназначен для того, чтобы помочь убить в себе злость, ненависть, зависть, гнев, гордыню, самолюбие, самомнение, своеволие, эгоизм, жадность, осуждение, пустословие, блуд, пьянство, обжорство и многие другие страсти. Любовь к ближнему, терпение, сострадание, милосердие, кротость, воздержание должны в пост развиться, укрепляться и преобладать в человеке. Опять же все это возможно лишь в Церкви и только с помощью Таинств Исповеди, Причастия, Соборования и других. Без святых Таинств человек если и преодолеет в себе какую-либо страсть, то обязательно впадет в другую.

Этот пост строгий. Поэтому Церковь рекомендует воздерживаться от мясной, молочной, яичной и рыбной пищи. Разрешаются овощи, фрукты, хлеб и мучные изделия, сахар, мед и растительное масло. Растительное масло можно во все дни поста, кроме каждой среды и каждой пятницы, а также кроме первой и последней недель поста. Больные люди, беременные и кормящие женщины не должны поститься. Они должны есть то, что предписывает врач или требует организм. Тем людям, которые болеют не острыми, а хроническими или вялотекущими заболеваниями, желательно испросить благословение у священника на послабление поста, а в конце его на исповеди покаяться. Непедагогично навязывать пост детям. Желательно их правильно воспитывать, чтобы они сами захотели поститься. Также нужно учитывать возраст и потребности растущего и развивающегося организма. А вот от просмотра телепередач полезно бы воздержаться всем. Тем более что ничего хорошего он все равно не несет.

 

Настоятель Боголюбской Церкви

Протоиерей Иоанн Клименко.

def1

 

Метки: ,