Еще совсем недавно встречали все люди Рождество Христово. Казалось бы, еще не успели все как следует разговеться после зимнего поста, как пришел пост великий, предваряющий Светлое Христово Воскресение и подготовляющий людей к нему. В том, что в сумме около половины года приходится на посты, заложен великий смысл.
Раскрыть всю полноту и глубину смысла поста в рамках небольшой статьи почти невозможно. Иными словами, духовный смысл поста гораздо глубже и шире, чем люди привыкли понимать. С другой стороны, можно вообще ничего не писать на эту тему. Можно по-другому рассмотреть этот вопрос: если Церковь предлагает человечеству посты, значит, это нужно и необходимо как для духовной, так и для физической жизни человека. Вера тем и ценна, тем и величественна, что верующий не пытается понимать своим умом, а искренне верит Богу и Церкви. Господь лучше знает, что человеку нужно для спасения.
Дело в том, что сознание каждого человека тенденциозно, пристрастно, подвержено внушению и даже в некоторых случаях зомбированию. Поэтому попытка понимать умом Божественные истины не всегда приводит к озарению светом премудрости. Это потому, что через грехи люди попустили диаволу частично властвовать над своим умом и сознанием. Поэтому рационалистические методы познания веры и церковных догматов не всегда приводят к Богу. Диавол приложит все силы, чтобы увести сознание человека в противоположную сторону.
Познание верой или познание сердцем в этом плане гораздо надежнее. Человек просто верит Богу, и все. Но Церковь не отвергает и познание умом. Ум, хотя и испорчен грехом, однако это инструмент, тоже данный Богом для познания Его. Но правильно познавать может только чистый разум. Очищение разума происходит в борьбе с грехом и, самое главное, в благодатном общении со святыми Христовыми Тайнами, это Исповедь, Причастие и другие Таинства.
Человек – существо духовно-телесное. Дух – это главная часть человека, образ и подобие Божие. Тело – второстепенная часть. В отличие от духа оно смертно. Однако многие люди при жизни отождествляют себя чаще с телом, а не с духом. В сущности, это и понятно: тело постоянно о себе напоминает, постоянно ощущается и чувствуется, оно хочет есть, пить, спать и многое другое.
На свою душу человек склонен меньше обращать внимание, чем на тело. Именно для того Церковь и предлагает посты и воздержание, чтобы духовно–телесный баланс сместился в сторону духа. Чем больше человек ублажает свое тело, чем больше он угождает своим страстям, тем меньше он ощущает свою душу, тем меньше пользы он ей принесет.
Господь говорит человечеству: «Где сердце ваше, там и душа ваша». Если все устремления человека направлены на угождение страстям тела, то и душа его в них. А тело рано или поздно умрет – значит, умрет и душа. Но духовная смерть в отличие от смерти телесной вечна. Адские муки – это вечное умирание. Именно умирания, а не смерти обычно боятся люди. А вечное умирание – это страшно.
Для того и предлагается пост, чтобы ограничить человека от угождения своему телу. Воздерживаясь в пище, в питие и во многом другом, человек понемногу освобождается от рабства своим страстям. Если учесть, что страсти в каждом человеке возбуждает диавол, то, освобождаясь от рабства страстям, человек освобождается из бесовской неволи. Воздержание дает свободу, свободу духа. Дух человека есть образ и подобие Господа Бога. Свобода – это одно из свойств Божиих. Поэтому, обретая духовную свободу, человек все более и более очищает в себе образ Господа, раскрывает в себе богоподобие. Иными словами, приближается к Богу.
Некоторые по наивности своей полагают, что свобода – это возможность делать все, что хочется. Это большое заблуждение. Возможность ублажать свои желания и похоти – не свобода, а рабство. Рабство своим страстям. А вот когда человек делает не то, что он хочет, а то, что надо – тогда он и приобретает свободу от своих желаний. Пост есть сугубая возможность укрепиться в борьбе с похотями и страстями.
Пост без Церкви и вне Церкви постом не является. Без нее пост превращается в диету, а она имеет чисто физические цели, например: здоровье, стройность фигуры, стремление к спортивным достижениям. Освобождения духа она не дает. Если пост совершается исключительно ради воздержания, ради духовного совершенства, но без Церкви, то такой пост приносит не освобождение духа, а еще большее порабощение. Пример тому – «посты» всевозможных сектантов. Дело в том, что если человек начинает подвиг телесного воздержания без Церкви, без Исповеди и Причастия, то освобождающуюся душу начинает использовать диавол. Он прельщает человека его достижениями. Человек прельщается собой и своими возможностями. В таком случае нечистый подбросит человеку некоторые сверхъестественные возможности. Это сейчас довольно часто наблюдается. Но «дьявол есть лжец и отец лжи».
Воздержание телесное и восхождение духовное возможны только с помощью Исповеди и Причастия Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Исповедь – это Таинство, то есть, действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и раскаивается в них, прощает через священника Сам Бог. В другом Таинстве хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому, причащаясь Тела и Крови Спасителя, человек соединяется с Самим Богом. Поэтому, когда постящийся исповедуется и причащается, то дух и тело его освобождается от гнева и рабства греховного, и соединяются с Богом. Такой человек недоступен для диавола.
Следует еще напомнить, что пост подразумевает под собой не только ограничение в еде. Это воздержание и в спиртном, и в различных удовольствиях, в том числе просмотре телепередач или в компьютерных играх. Но самое главное, в посту человек должен обуздывать свои чувства. Плохое он должен подавлять, уничтожать, а хорошее – развивать.
Пост предназначен для того, чтобы помочь убить в себе злость, ненависть, зависть, гнев, гордыню, самолюбие, самомнение, своеволие, эгоизм, жадность, осуждение, пустословие, блуд, пьянство, обжорство и многие другие страсти. Любовь к ближнему, терпение, сострадание, милосердие, кротость, воздержание должны в пост развиться, укрепляться и преобладать в человеке. Опять же все это возможно лишь в Церкви и только с помощью Таинств Исповеди, Причастия, Соборования и других. Без святых Таинств человек если и преодолеет в себе какую-либо страсть, то обязательно впадет в другую.
Этот пост строгий. Поэтому Церковь рекомендует воздерживаться от мясной, молочной, яичной и рыбной пищи. Разрешаются овощи, фрукты, хлеб и мучные изделия, сахар, мед и растительное масло. Растительное масло можно во все дни поста, кроме каждой среды и каждой пятницы, а также кроме первой и последней недель поста. Больные люди, беременные и кормящие женщины не должны поститься. Они должны есть то, что предписывает врач или требует организм. Тем людям, которые болеют не острыми, а хроническими или вялотекущими заболеваниями, желательно испросить благословение у священника на послабление поста, а в конце его на исповеди покаяться. Непедагогично навязывать пост детям. Желательно их правильно воспитывать, чтобы они сами захотели поститься. Также нужно учитывать возраст и потребности растущего и развивающегося организма. А вот от просмотра телепередач полезно бы воздержаться всем. Тем более что ничего хорошего он все равно не несет.
Настоятель Боголюбской Церкви
Протоиерей Иоанн Клименко.