РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ | МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ | МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ | ПУШКИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России

sergij_rad

Именуя себя, «Русью святой», современные жители России уподобились тем фарисействующим иудеям, которые называли, да и посей день именуют себя «богоизбранными», и о которых Сам Господь говорил: Народ сей устами чтит Меня, сердце же его далеко от Меня» Современные россияне, в подавляющем большинстве крещенные, считают все себя верующими. Хотя на деле выясняется, что очень большой процент никогда не исповедовался и не причащался или приобщились Святых Христовых Таин в далеком детстве. И если им опытный пастырь объяснит в чем суть веры, то одни начинают под мудрым водительством духовника путь к Богу, а другие, пребывая в самодовольном упрямстве, доказывают, что у них – «Бог в душе». Не вера в душе, а « Бог в душе» Если человек считает, что Бог в нем, то он уже себя считает богом, сам того не понимая и не осознавая. Известно, кто себя считает богом! Конечно, очень много зависит от глубины веры, убежденности и духовной мудрости священников, но это уже отдельная тема.
Очень много высказываний, особенно в интернете: « Я в Бога верю, а попов — ненавижу», « Я в Бога верю, а РПЦ, государству в государстве, я не доверяю» и так далее и тому подобное . Естественно, борьба против Церкви велась, ведется и будет вестись, но не многие хотят это понимать, зато всю эту интернетовскую грязь с удовольствием воспринимают и считают своими убеждениями.
Очень велико число изменников Православия, Много молодежи считают, что истинная русская вера- это русское язычество, культ Перуна, а то, что многие считают невинным видам спорта- древние русские единоборства- на самом деле являются активными проповедниками язычества. Немалое количество молодых , и не очень, людей увлеклись буддизмом, дзен-буддизмом, йогой, восточной мистикой, трансцендентальной медитацией, энергоинформационной мистикой, учениями о торсионных и микролептонных полях и информационных форм –факторах.
Почти весь Советский Союз поклонился диаволу через сеансы известных экстрасенсов- психотерапевтов. Огромное количество людей обращалось за помощью к нечистой силе через гадалок, магов, колдунов, целителей, экстрасенсов. Множество людей увлекались аккультизмом , немало появилось сатанистов. К этому списку следует еще добавить огромное количество сект, к которым приобщились наши соотечественники, а также отдельные случаи перехода в ислам. Все это есть откровенная измена нашего народа своей Православной вере, Богом данной Православной Церкви, и всем трем Ипостасям Самого Господа Бога! Нет ничего страшнее измены! Особенно измены Богу!
Кстати, довольно часто приходится слышать из уст мусульман: « Я понимаю, что Ваша вера сильнее , но переходить в нее не буду, потому что не хочу изменять своей вере» Этим много сказано! Много из тех людей, которые регулярно ходят в Храм, исповедуются и причащаются, не имеют ни малейшего понятия о духовной жизни и даже о вере. Имеются в виду люди, считающие себя церковными, но будучи повержены греху гордыни, каются только в тех грехах, в которых считают нужным, а в гордыни, отсутствия смирения, а тем более послушания,- не раскаиваются и не исправляются. Это люди, которые на Исповеди « каются» в грехах своего мужа, своей снохи, свекрови, соседки, кого угодно, но только не в своих. Это люди, которые умеют « выколотить» из священника то благословение, которое нужно им, а не то которое считал нужным дать батюшка.
Точно также русский народ отпадает от Бога стремительной утратой нравственности. Все как-то об этом стыдливо помалкивают, но в годы атеизма такого безобразия не было . Отдельные единицы сейчас выходят замуж честными. Подавляющее большинство безумно и бездумно предаются грехам прелюбодейства до брака, и очень многие – в браке. Очень мало супружеских пар, у которых брак первый и последний. Сколько людей пребывает во втором, третьем и более браках. Еще большее количество пребывает в непонятном и ни к чему не обязывающем, так называемом, «гражданском браке», Редкие женщины не делали аборты. Курящих женщин в России значительно больше, чем курящих мужчин. Страсть пьянства захлестывает русский народ все больше и больше, причем очень быстро растет приверженность к спиртному среди женщин, с той лишь разницей, что слабый пол пьет меньше , но гораздо чаще, чем сильный. Потому женское пьянство остается как-то незамеченным. И еще потому, что если муж пьет, то жена всем расскажет, а если жена пьет – муж молчит. Если мужчина пьет или курит, от понимает это, а если женщина- бесполезно говорить, она этого не хочет даже воспринимать как плохое.
О таких грехах и пороках русского народа, как наркомания, проституция, коррупция, преступность, в том числе воровство т убийства можно даже и не говорить. Те же аборты – избиение младенцев, которые были бы крещены, если остались жить – является жертвоприношением сатане. Страшным жертвоприношением!
Потребительское отношение к вере, утрата семейных ценностей, культ общества потребления, аккультизация и сатанизация общества: вера в порчи, проклятия, сглазы, обращение к целителям, биоэнерготерапевтам, психотерапевтам, психологам,- являются страшными метастазами русского народа. Очень много в борьбе со всем перечисленным злом может сделать наше православное духовенство. И много делает! Но к сожалению, не все священники горят и борются за душу каждого человека. Есть те, которые просто честно делают свое дело, совершают богослужение и требы, но не горят и не борются за каждую душу, не ведут в Церковь тех, кто вне ее пределов. В наше время этого мало.
И при всем при этом ужасающем уровне греховности говорить : « Русь – святая, а я – верующий!»- как-то кощунственно. Это эксплуатирование заслуг святых предков! Это какое-то негласное учение о сверхдолжных делах: Русь святая, потому что предки были святые, невзирая на то, что мы – великие грешники! Это есть еще один грех — гордыня и самообольщение не своими заслугами.
Конечно данный доклад можно было сделать в духе ура-патриотизма: преподобный Сергий оказал очень большое влияние на русской народ, на Русскую Православную Церковь, на культуру, на весь ход истории, вдохновил на Куликовскую битву, явился триггером духовного возрождения Руси, и все его достижения и ценности Церковь несет через всю историю вплоть до наших дней, что стойкая духовность и православная культура современности есть следствие молитвенного, духовного, нравственного, гражданского и государственного подвига преподобного Сергия. Это будет однобокое исследование, оторванное от контекста современной действительности.
Необходимо вспомнить великую тайну о суде Божием над русским народом, открытую преподобному Сергию Самой Пресвятой Богородицей. Богом было попущено уничтожение России и народа русского. Известно, что Господь Бог, будучи Источником Жизни не дает преждевременной смерти ни отдельному человеку, ни целому народу, если человек (или народ) живет праведно. Если же человек (или народ) достиг в своем духовно-нравственном развитии какой-то высшей точки, кульминации, а затем пойдет на спад вплоть до глубокого и нераскаянного грехопадения, то такого человека (или целый народ) лучше забрать из земной жизни в вечность в момент кульминации духовного развития, дабы имелись перспективы Царствия Небесного. А если дать возможность жить до тяжкого и глубокого грехопадения без раскаяния, то таковой человек или народ обрекает себя на адские вечные мучения. Всем известен, ставший уже классическим, пример с небезызвестным декабристом, который умирал в раннем детстве, а молившейся за него матери Бог открыл дальнейшую судьбу ребенка, если он останется жить. То же самое ожидало и Россию. Некогда глубоко верующая и нравственно чистая, поистине святая, Русь пала до современного безобразия и мерзостей, с рассмотрения которых и начался данный доклад. И еще более страшно то, что ни у кого нет раскаяния, а самое главное, всей глубине и мерзости падения, народ именует себя «Святой Русью»! Грех прелести на фоне всех остальных грехов, безнравственности, безверия, бездуховности, безволия вседозволенности и псевдодуховности.
Естественно, чтобы спасти для вечности Святую Русь, очевидно и полагалось и напустить Ей смерть физическую от рук тех же монголо-татар, например. Попустить смерть тогда, когда Она была действительно Святой! Точно по той же причине Бог по своей любви в потопе уничтожил людей физически, чтобы спасти их души для вечности!
Вот эта страшная тайна и была открыта преподобному Сергию Самой Пресвятой Богородицей! Будучи святым, преподобный все понимал и провидел. Он хорошо знал неизреченную Любовь Божию, в том числе и к русскому народу. Он сам любил свой народ, глубоко и искренне. Он понимал Любовь Божию и волю Божию.
И тот факт, что преподобный Сергий дерзнул просить у Бога о помиловании русского народа, говорит о том, что он принес себя в залог перед Богом за всю Россию! Святой явился не только ходатаем за всю Русь и народ русский, но и неким залогом перед господом Богом. Поэтому преподобного Сергия именуют и молитвенником Земли Русской и печальником народа русского.
Как личные грехи каждого человека, как грехи целых народов распинают Господа нашего Иисуса Христа, так личные и общие грехи русских людей забивают гвозди в, поручившегося за нас перед Богом, преподобного Сергия Радонежского!
Святой преподобный Сергий за нас молитвенник, ходатай, залог и поручитель! Только горячо и искренне любящие родители могут поручиться за своих не всегда хороших детей! И все духовное наследие преподобного исходит из этого. И то, что он принес себя в залог и поручился за Русь, на протяжении веков побуждало ее быть святой. Это великое и главное наследие Святой Руси. А все остальное – это грандиозное следствие великого поручительства! Умом это охватить, осознать и осмыслить невозможно! Это не поддающийся охвату гигантский духовный подвиг святого, подвиг, который возможен великому святому, пребывающему в гармонии с Богом и Церковью, который жертвенно любит свой народ и свое отечество!
Невозможно посчитать, сколько новых монастырей основал преподобный на Руси, сколько воспитал святых учеников и последователей! А ведь каждый монастырь это не только место подвига людей перед Богом. Это светильник благодати, духовный маяк, благодатный свет которого просвещает всех и многих, далеко и близко. Святые его ученики и последователи – это духовные наставники, молитвенники, учителя и, главное, примеры твердой духовной, нравственной, моральной, волевой, гражданской и государственной непоколебимости! Они, стяжавшие благодать, спасли вокруг себя не тысячи, а сотни тысяч.
Если учесть то, что за времена 240-летнего монголо-татарского ига, многие люди сломались, потеряли веру в помощь Божию, веру в свои силы, веру в победу и возрождение Отечества, то ретроспективному взору предстает безрадостная и унылая картина обреченности и депрессии. Это подтверждает и история. А преподобный Сергий и такие светильники, как святитель Алексий Митрополит Московский, доказали и показали, что сила – в Боге, сила – в вере, сила – в Церкви. Кто с Богом, тот – непобедим! Они напомнили, что нельзя бояться убивающих тело, душу же не могущих убить. Есть еще один нюанс, о котором предпочитают сейчас не говорить: завоевательская идеология монголо-татар требовала убивать всех мужчин и постоянного насилования всех женщин, чтобы они рождали татарских детей для полного исчезновения русской нации в следующем же поколении. И преподобный Сергий, и святитель Алексий убеждали всех русских женщин, что даже если у них и рождаются татарские дети, то с помощью Божией, и правильного воспитания, они будут русскими по духу; а если по духу, то значит и по телу! Это величайший духовный и моральный труд преподобного Сергия.
То, что после всего вышесказанного и, еще более, не сказанного, Россия осталась русской, Православной и Святой на протяжении многих веков, — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия! И не только это. Обо всем сказать невозможно!

Настоятель Боголюбского Храма г. Пушкино
протоиерей Иоанн Клименко